На протяжении уже двадцати лет группа московских деятелей, основавших Флорентийское общество в Москве, постоянно выступает с различными культурными инициативами, которые ближе знакомят Россию с Флоренцией и способствуют росту интереса к нашему городу.
После падения «железного занавеса», который более сорока лет разделял Восточную и Западную Европу, такие начинания, как создание Флорентийского общества, внесли важный вклад в организацию встреч между двумя сторонами, в налаживание отношений и связей, в строительство многонациональной и поликультурной Европы. Сегодня, когда, к сожалению, снова возникло так много разногласий на уровне центральных правительств, такое региональное общение стало особенно важным и значимым.
Пётр Баренбойм сыграл ведущую роль в создании Флорентийского общества в Москве наряду с другими известными деятелями, представляющими гражданские и интеллектуальные круги современной, динамично развивающейся, деятельной Москвы.
Будучи в то время ответственным за международные связи Флоренции, я не мог не оценить того трепетного внимания, с которым Флорентийское общество готовило подписание 6 марта 2003 года Протокола о сотрудничестве между мэрией Флоренции и Московской городской Думой.
Дата подписания этого документа была выбрана не случайно: она совпала с днём рождения Микеланджело Буонарроти, а сама церемония проходила в присутствии министров Правительства Италии в «Итальянском дворике» Государственного музея истории искусства им. А.С. Пушкина — имитации внутреннего двора флорентийского палаццо Барджелло, — в котором выставлена копия знаменитой статуи Давида, а также копии других флорентийских скульптур. Этот зал — не только свидетельство присутствия Флоренции в российской столице, Флоренции как центра цивилизации, но и усердия, с которым выдающиеся русские деятели культуры на протяжении двух последних столетий занимались изучением нашего города, различных аспектов его истории и культуры, а также творчества великих, что жили и творили в нём.
Несомненный интерес вызывают и публикации Флорентийского общества, включающие как воспоминания русских путешественников во Флоренцию, так и предлагающие свежее, интересное прочтение Новой Сакристии Капеллы Медичи — архитектурного и скульптурного флорентийского шедевра Микеланджело, в котором увековечена память о Лоренцо Медичи Великолепном и его брате Джулиано.
Если Флоренция действительно является «русской мечтой», то для сегодняшних флорентийцев большая честь осознавать, какой отпечаток оставил наш город в умах русской интеллигенции, выдающихся деятелей культуры.
Уже на посту Председателя законодательного собрания Тосканы я получил новое предложение Петра Баренбойма, в результате чего новым свидетельством укрепления наших дружеских связей стало подписание 9 марта 2016 года — также по инициативе Флорентийского общества — Протокола о сотрудничестве между Московской городской Думой и Региональным советом Тосканы. Я убеждён, что это значимое событие приведёт нас к ещё большему взаимному духовному обогащению.
Следует отметить, что московское Флорентийское общество уникально и не имеет прецедентов в мире, где много флорентийских землячеств, но нигде нет подобной культурной организации.
Флоренция чудом избежала тотальных разрушений во время последней мировой войны. Линия фронта проходила по реке Арно, разделяющей город, но артиллерия молчала. Никто не осмелился стрелять в присутствии Микеланджело, Боттичелли и Брунеллески.
Тем не менее, несколько мостов и зданий на берегу реки немецкими войсками были взорваны. Я сам родился после войны, но в памяти моего мобильного телефона находятся фотоснимки этих разрушенных домов. Я иногда на них смотрю и думаю, что это — незаживающая рана на сердце каждого флорентийца. Культура хрупка и требует защиты. Поэтому на новом здании у моста Понте Веккио, возведенного на месте взорванного дома, 9 октября 2017 года была установлена мемориальная доска в честь автора, подписанного в 1935 году «Пакта Рериха» международного договора о защите культурных ценностей, — великого русского философа, художника и общественного деятеля Николая Рериха.
Почётный председатель Флорентийского общества Пётр Баренбойм является международным юристом и одним из лидеров движения за внедрение идей «Пакта Рериха» в современные международные конвенции ООН. Поэтому он был одним из приглашенных на церемонию открытия, на которой сказал, что борьба за категорический запрет военным уничтожать произведения мировой культуры является важнейшей задачей современности и не может быть оправдана никакой военной необходимостью.
Я думаю, что тема правовой защиты культуры может стать новым этапом сотрудничества флорентийской общественности и московского Флорентийского общества.
• Пост президента ФО с 17 февраля 2021 г. занимает Алексей Алексеевич Кара-Мурза.
• Вице-президенты Флорентийского общества:
А. Захаров, Я. Миркин, Б. Мещеряков, М. Миронова, Л. Тимофеева, М. Трушин, А. Хит.
• Почётный председатель Флорентийского общества:
Пётр Давидович Баренбойм.
• Почётные члены Флорентийского общества:
Г. Бурбулис, В. Вайпан, А. Гусейнов, А. Ковалец, А. Ковлер, О. Кудрявцев, Г. Падва, В. Радченко.
16 июня 2016 года пьяцетта Палаццо Коппини во Флоренции была названа в память вице-президента и соучредителя Флорентийского общества — безвременно ушедшей от нас Екатерины Юрьевны Гениевой (1946-2015).
Здесь Вы найдёте информационную брошюру о Флорентийском обществе, выпущенную к его заседанию 2 марта 2017 года.
Флорентийское общество было создано 17 сентября 2001 года в Москве с целью пропаганды и воплощения благородных идей и ценностей итальянского Возрождения в современной демократической России.
Соучредителями Флорентийского общества выступили: Екатерина Гениева (генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, президент Института «Открытое общество»), Пётр Баренбойм (адвокат, вице-президент Союза юристов России), Владимир Гуревич (главный редактор газеты «Время новостей»), Александр Захаров (генеральный директор Московской межбанковской валютной биржи, председатель попечительского совета Никитского клуба), Миша Рахлевский (художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Kremlin»), Андрей Сорокин (генеральный директор издательства «Российская политическая энциклопедия»), Антонио Темил (политолог, издатель русско-итальянской газеты «Эспрессо»).
Первые итоги своей деятельности Флорентийское общество подвело уже в 2002 г., опубликовав сборник стенограмм заседаний под названием «Флоренция в Москве». В год своего создания (2001) общество приняло участие в подготовке и выпуске сборника статей «Максима Макиавелли: Уроки для России XXI века» под редакцией Петра Баренбойма и с предисловием посла Италии в России Джанкарло Арагона. Это фундаментальное издание содержит одну из самых полных в мире библиографий произведений великого флорентийца на русском и иностранных языках, а также статьи, в числе авторов которых выступило несколько судей Конституционного суда Российской Федерации. 6 марта 2003 года по инициативе Флорентийского общества в Итальянском дворике музея А.С. Пушкина состоялось подписание Протокола о сотрудничестве между Москвой и Флоренцией в сфере культуры, образования и экономики. К этому событию была приурочена презентация вышедшего при участии Флорентийского общества в издательстве «Рудомино» сборника под названием «Хождения во Флоренцию. Флоренция и флорентийцы в русской культуре. Век XIX». В том же году издательство «Росспэн» выпустило книгу тогдашнего Президента Флорентийского общества Петра Баренбойма «3000 лет доктрины разделения властей» с главой «Осуществлённая конституционная утопия и Флорентийская модель разделения властей». Эта наибольшая по объёму глава книги посвящена рассмотрению Флорентийской республики XV в. как попытки реализации на практике идеи конституционного правления, что вдохновило Томаса Мора (1478-1535) на создание его знаменитой «Утопии». В книге П. Баренбойма также проанализирован почти неисследованный вклад Никколо Макиавелли (1469-1527) в развитие доктрины разделения властей. В феврале 2004 г. Флорентийское общество представило вниманию ценителей прекрасного вышедшее в издательстве «Слово» уникальное издание «Божественной Комедии» Данте Алигьери с иллюстрациями Сандро Боттичелли. По оценке экспертов, эта книга является одним из лучших в мире иллюстрированных изданий «Божественной Комедии», не имеющим к тому же аналогов в России. В 2006 г. в издательстве «Слово» вышла подробно иллюстрированная книга Петра Баренбойма (в соавторстве с Сергеем Шияном) «Микеланджело: Загадки Капеллы Медичи». В ней сделана оригинальная попытка проникнуть в тайну авторского замысла Микеланджело при создании им скульптур Капеллы Медичи. Среди недавних публикаций, осуществлённых при участии Флорентийского общества, можно назвать книгу Петра Баренбойма и Александра Захарова «Пакт Рериха в XXI веке. К 75-летию подписания», вышедшую в 2010 г. в издательстве «Летний сад». Это издание посвящено теме воплощения в жизнь благородных идей Пакта Рериха, разработанного выдающимся русским мыслителем и художником Н.К. Рерихом (1874-1947) для защиты памятников мировой культуры от разрушения в ходе вооружённых конфликтов. Несмотря на то, что Пакт Рериха был в 1935 г. принят к соблюдению четвертью всех независимых государств того времени, в XXI веке его идеи сохранения культурных ценностей не только не утратили прежней актуальности, но и приобрели ещё большую остроту.